беседа с ребенком

Даже если вы считаете своего ребенка непослушным, то его поведение достаточно предсказуемо. Иначе говоря, ребенок обычно «не слушается» в одних и тех же ситуациях. Например, каждый вечер его приходится «загонять» спать. Или вы зовете его к столу уже в сотый раз, а он все не идет. Или обещает звонить, когда задерживается, и не делает этого. Или же ест конфеты без спроса перед обедом, а потом еле ковыряется в тарелке. Именно это постоянство и выматывает родителей: подходя к определенному этапу дня, они уже предвкушают проблемы, заранее раздражаются или чувствуют себя уставшими. И «Ну вот, сейчас он опять будет…» неизменно приводит к: «Ну вот, я же говорила, он опять…»

Читайте также:  Как отучить ребенка от лжи

Создается порочный круг: негативные ожидания родителей провоцируют привычное поведение ребенка. Он, может быть, и хотел бы по-другому! (Ему, возможно, и самому надоело быть нытиком или слушать бесконечные нотации.) Но от него ждут именно этого, поэтому — нате, получите!
Мамы и папы чувствуют, что ситуацию нужно менять, так дальше нельзя, слишком много нервных клеток уже испорчено. Но и как ее изменить — не совсем понятно. Ведь «сто раз говорили», а он «не понимает». Что же, попробуем еще раз! Итак, вам нужно договориться с ребенком о выполнении какого-то вашего требования…


Шаг первый: Место и время. Выберите время, когда ни вы, ни ребенок никуда не спешите и при этом не очень устали. И, конечно, нужно спокойное место. Если вы дома, то выключите телевизор, музыку приглушите. Попросите домочадцев не отвлекать вас некоторое время, а заботу о других детях переложите на кого-то из родных или просто попросите пока не мешать. Важно, чтобы и время, и место сами говорили о том, что разговор важен для вас. Никогда не начинайте такую серьезную беседу «на ходу» или непосредственно после эпизода непослушания.

Шаг второй: Сформулируйте проблему. На самом деле, если вы готовитесь к разговору с ребенком, эта формулировка должна у вас быть готова. Она должна быть краткой. Говорите о своих чувствах, используя «я высказывание», без нападок на ребенка. Скажите: «Я хочу поговорить с тобой о том, что меня беспокоит. Мне не нравится видеть твои вещи разбросанными». Не начинайте с длинного монолога! Нотации вы, наверно, применяли уже не раз и с небольшой эффективностью.

Шаг третий: Сформулируйте собственные ожидания. Их формулировка тоже пусть будет краткой и отражает ту конечную цель, которая должна быть достигнута. Иначе говоря, вы обсуждаете ЧТО, но пока не обсуждаете КАК. Например: «Мне хочется, чтобы каждый вечер твои вещи и игрушки были убраны и комната имела аккуратный вид».
Шаг четвертый: «Что ты об этом думаешь?» Именно этот вопрос нужно задать ребенку. Пусть он свободно выскажется. Не перебивайте и не начинайте спорить, доказывая свою точку зрения. Это очень важно для всего результата беседы! Несдержанность взрослого многое портит. Молчите и заинтересованно слушайте до того момента, пока не поймете — ребенок сказал все, что хотел. Например, ребенок может вздыхать и говорить, что ему трудно убираться и вообще он не понимает, зачем это нужно. И еще — у него очень мало времени для игр из-за всех этих занятий (сада, школы), да еще и тратить столько времени на уборку!..

Шаг пятый: Кратко сформулируйте точку зрения ребенка с упором на его чувства. Например: «Так, значит, ты чувствуешь себя очень усталым по вечерам. И еще я услышала, что тебе не хватает времени на отдых». Помните, ваш тон должен быть доброжелательным, чтобы эти формулировки не прозвучали как издевка. Не спорьте и не опровергайте их! Ошибкой было бы начать убеждать ребенка, что на самом деле у него куча свободного времени (по сравнению с вами) и вообще уборка не такое уж трудное дело. Подождите немного!
условия копирования контента с first-woman.ru

Продолжение следует…