Активным детям в школе непросто

Сколько бы ни говорили о прогрессе в школьном обучении, об индивидуальном подходе, позитивных переменах, воз, как говорится, и ныне там. Лучше всего в обычных школах чувствуют себя дети «средние». Они не выделяются ни особенными успехами, ни высоким потенциалом, а именно на этот уровень рассчитаны стандартные школьные программы. Уровень их знаний, как правило, не очень широк, и поэтому в школе им интересно. Ведь они получают информацию, которой раньше не знали. Они обладают спокойным темпераментом и поэтому без особых усилий выдерживают урок в 40-45 минут. Они достаточно лояльны к правилам и не подвергают их сомнению.

Если же речь идет об активном ребенке, то зачастую возникают трудности. Не только у него, но прежде всего у педагога. Обладая высокой скоростью психических процессов, такие дети способны усваивать информацию быстрее, как говорится — схватывают на лету. Пока остальные только-только сделали половину задания, они уже готовы идти дальше. Если в этот момент учитель даст активному ребенку, как награду, дополнительную нагрузку, его энергия будет направлена в мирное русло. Однако обычно так не происходит. Активному ребенку предписывается «посидеть и подождать», а это для его натуры противоестественно! Вот и начинает он развлекаться, как может, нервируя учителя и отвлекая одноклассников. Или же бесконечно отпрашивается в туалет, чтобы хоть как-то пройтись. А выбравшись на перемене из-за оков парты, бегает и прыгает, стараясь потратить накопившуюся энергию. Впрочем, и здесь его наверняка постараются остановить.


Если брать за основной критерий двигательную активность, то поведение активного и гиперактивного ребенка будет похожим. У обоих «кипит энергия». Если дать им возможность, они вряд ли выберут спокойные игры, а предпочтут двигаться. И тому и другому трудно высидеть смирно 40-45 минут урока. Часто их идеи настолько смелы, что могут стать опасными, если не проконтролировать их. В общем, и в том и в другом случае в теле заключена энергия, которая требует выхода. Поэтому нередко родители вполне здорового ребенка слышат рекомендацию обратиться с ним к врачу-неврологу.

Однако на самом деле в большинстве случаев осведомленность и простое наблюдение могут подтвердить — ребенок здоров. Дети со здоровой активностью гораздо внимательнее своих гиперактивных сверстников. И хотя тоже могут допускать ошибки из-за «невнимательности», их успехи выше. Иначе говоря, если ребенок учится на «4-5», то он почти наверняка не страдает ГРДВ. Он отвлекается от занятий, поскольку теряет к ним интерес, а вовсе не потому, что у него «отключилось» внимание. Он способен быстро переключаться с задания на задание, что почти никогда не удается ребенку, страдающему ГРДВ.

Более того, именно такой ритм для активного школьника предпочтительнее, поскольку отвечает скорости его психических процессов. Порой он не соблюдает правила поведения. Однако это происходит не потому, что он их не усвоил или «забыл». Он прекрасно знает и помнит о них! Но все правила, которые связаны с ограничением активности, он готов подвергнуть сомнению и пробует иные варианты поведения.
В общении со сверстниками здоровые активные дети обычно лидируют. У них всегда полно идей, и с ними очень интересно! Им нет нужды ждать в сторонке, пока кто-то захочет с ними дружить. Обычно они выбирают, с кем будут общаться, а с кем — нет. В играх они сами устанавливают правила, придерживаются их и требуют от других того же. Они «ведут» игровой сюжет с начала и до конца, порой возвращаясь к одной игре несколько дней подряд. Их главное отличие от гиперактивных детей в том, что они способны сконцентрироваться на игре и их активность — сюжетная. Они постоянно в каком-то деле, идеях и их воплощениях. В этом тоже они отличаются от детей с ГРДВ, которым очень трудно планировать и реализовывать что-либо.

Да, и активные дети, и гиперактивные обычно неаккуратны. Но у здоровых детей это происходит потому, что они целиком вовлекаются в новую идею и «ведут» ее, а при этом всегда трудно отвлечься, чтобы убрать игрушки или повесить в шкаф одежду. Правда, здоровый и активный ребенок все же способен это сделать, а потом вернуться к тому, чем был увлечен.
Активный ребенок может быть большим «надоедой», настойчиво требуя чего-то от взрослых, рассказывая о своих идеях или задавая бесчисленное количество вопросов.

Однако его надоедливая настойчивость говорит об умении сосредоточиваться на задаче, которую он перед собой поставил, а это невозможно без хорошего развития функции внимания. Его вопросы, пусть и бесконечные, диктуются высокой познавательной активностью. Он усваивает полученную информацию и следующий вопрос задает с учетом того, что успел узнать от взрослого.
условия копирования контента с first-woman.ru

Читайте также:  Ребенок с ГРДВ — как помочь. Продолжение